Тормозная система автомобиля: устройство, виды
Тормозная система автомобиля: устройство, виды
В число важных автомобильных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации машины, входит и тормозная. Ее предназначение —остановка автомобиля, снижение скорости авто посредством замедления вращения колес. Второстепенная функция тормозов— удержание автомобиля на месте в течение длительного временного промежутка.
Классификация
1. Рабочая. Основной задача тормозов машины, тормозной системы — замедление движения машины и полная его остановка. Управляется через педаль в салоне, нажимая на которую с различным усилием, водитель регулирует динамику торможения. Рабочая система бывает:
- гидравлической;
- пневматической;
- комбинированной
Примечание! Эксперты Моторпэйдж напоминают, что на основной тормоз нужно нажимать только правой ногой, убирая ее с педали газа.
2. Стояночная. Данный механизм используется для удержания авто на месте во время стоянки, исключая его самовольное движение. Также может применяться в следующих целях:
o экстренное торможение, если рабочая система вышла из строя;
o старт движение на подъем, чтобы избежать отката автомобиля назад.
3. Запасная. Устанавливается далеко не на всех машинах. Реализуется в качестве отдельного тормозного узла или как часть уже имеющейся тормозной системы. Функционал у запасного аналогичен основному и требуется для остановки авто в случае отказа последнего.
4. Вспомогательная. Присутствует на грузовых автомобилях. Ее задача — взять на себя частичное обеспечение тормозного усилия, чтобы разгрузить рабочую систему при съезде машины со спуска.
Устройство и принцип работы
Любой тормоз так или иначе состоит из следующих элементов:
- исполнительных тормозных механизмов, которые прижимаются к колесу для создания эффекта торможения;
- привода, управляющего ими.
В свою очередь указанные составляющие делятся на разные виды, отличающиеся по типу устройства.
Тормозные механизмы
1. Дисковые имеют следующую конструкцию и принцип действия:
- диск закреплен на ступице и крутится вместе с колесом;
- внутри суппорта (поршневого механизма) находятся колодки, а сам элемент неподвижно крепится к щитку ,.когда водитель воздействует на тормоз, суппорт прижимает колодки к диску и за счет силы трения скорость авто замедляется.
2. Барабанные отличаются конструктивом и особенностями работы:
- барабан установлен на оси и, аналогично диску, крутится вместе с колесом;
- под корпусом барабана находится неподвижный тормозной щит;
- на щите размещен рабочий цилиндр, в поршни которого упираются колодки в форме полумесяца;
- при активации тормоза поршневые элементы выходят из цилиндра и прижимают колодки к барабанному элементу.
Приводы
1. Гидравлический. Ставят на легковые авто. Ключевые элементы: педаль,главный тормозной цилиндр, трубопровод, вакуумный усилитель, исполнительные механизмы. Внутри системы находится тормозная жидкость, особенность которой заключается в том, что она не сжимается под давлением.
- Создается давление при нажатии на педаль тормоза, повышается усилителем и передается на рабочие цилиндры;
- Активируются поршни суппорта, или барабанного цилиндра, что приводит к контакту с диском ,или тормозным барабаном и происходит замедление.
2. Пневматический. Устанавливается на грузовые машины. Общий принцип работы аналогичен гидравлическому приводу. Только в пневматическом механизме вместо жидкости используется воздух.
- тормозной кран — устройство управляет потоками сжатого воздуха;
- компрессор — агрегат создающий давление в системе
- ресиверы — емкости для хранения закаченного сжатого воздуха;
- воздушные магистрали;
- тормозные камеры (цилиндры) мембранного типа — установлены на колесах.
Привод работает следующим образом: нажатие на педаль заставляет тормозной кран открыть воздушные магистрали между ресиверами и тормозными камерами. За счет появившегося давления воздуха в цилиндрах фрикционные колодки прижимаются к барабану.
3. Комбинированный. В таких системах присутствуют одновременно гидравлический и пневматический приводы, разделенные на два отдельных контура. Редко применяются в автомобильном производстве из-за сложной конструкции и дороговизны реализации (несмотря на большую безопасность).
4. Механический. Встречается на современных машинах только в качестве стояночного тормоза.
- рычаг («ручник»);
- тормозные барабан;
- колодки;
- кулачковые ваы;
- возвратные пружины;
- тросики.
Для торможения водитель тянет рычаг на себя, вследствие чего осуществляется натяжение тросиков, проложенных от «ручника» до тормозных механизмов. Из-за натягивания тросов проворачиваются валы, находящиеся в тормозных устройствах. Каждый вал соединен с колодками и в момент поворота прижимает их к барабану. Возвращение в исходное положение обеспечивается с помощью пружин. Они задействуются, когда водитель опускает рычаг.
1. Перед выездом, осмотрите элементы тормозной системы и убедитесь в отсутствии течей тормозной жидкости. При обнаружении подтеканий, их нужно устранить подтягиванием соединений, либо заменой вышедших из строя деталей.
2. Перед началом движения, убедитесь, что педаль тормоза «тугая» и не «проваливается».
Далее проверьте тормоза на ходу, во время движения:
- если всё в норме, то торможение происходит после однократного нажатия на педаль, тормоза начинают задействоваться, при нажатии педали, примерно, на половину её полного хода;
- если педаль приходится нажимать несколько раз, чтобы тормоза «схватили», то, скорее всего, в систему попал воздух и тормоза нужно «прокачать» (удалить пузырьки воздуха).
Растормаживание также должно происходить без задержек, как только вы отпустите педаль тормоза.
3. Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости, доливайте.
Не допускайте попадания грязи и сора в питательный бачок. Открывая его, предварительно протирайте ветошью.
Не рекомендуется наливать в бачок жидкости больше, чем обозначено меткой максимального уровня.
Будьте аккуратны и не допускайте попадания тормозной жидкости на лакокрасочное покрытие кузова, это может его повредить.
При осмотре не забудьте проверить вентиляционное отверстие на крышке питательного бачка. Отверстие не должно быть засоренным.
Если тормозную жидкость приходится часто доливать, значит в системе есть утечка, которую нужно выявить и устранить.
Посмотрев это полезное видео, вы сможете быстро и грамотно сделать первичный осмотр своей тормозной системы, и определить её состояние:
Техническое обслуживание
1. Своевременно проводите замену тормозной жидкости в системе, со временем она теряет свои эксплуатационные свойства.
Для большинства автомобилей рекомендована замена тормозной жидкости один раз в два года, либо после пробега 50 тыс. км.
Уточните эту информацию, изучив руководство по эксплуатации и обслуживанию своего транспортного средства.
2. Периодически проверяйте степень износа накладок тормозных колодок. При толщине накладок менее 1,5 мм, колодки требуется заменить.
Колодки тормозов барабанного типа подлежат замене при износе накладок до толщины менее 2 мм.
3. Проверяйте величину хода рычага стояночного тормоза. Автомобиль должен затормаживаться на уклоне 30%, при перемещении рычага на 4 – 5 зубцов (щелчков).
При необходимости проведите регулировку ручника, в соответствии с инструкцией к автомобилю.
4. Через каждые 30 тыс. км пробега нужно проверять работоспособность вакуумного усилителя тормозов:
- Нажмите на педаль тормоза 5- 6 раз при остановленном двигателе. Затем выжмите педаль на половину её хода и запустите двигатель автомобиля. Если усилитель тормозов исправен, то вы должны почувствовать, как педаль «уходит» вперед.
- В противном случае проверьте герметичность шланга, идущего от вакуумного усилителя к впускной трубе двигателя.
Посмотрите видео по теме, техническое обслуживание тормозной системы автомобиля — замена тормозных дисков и колодок, замена смазки в ступичном подшипнике, его регулировка, смазка колодок и деталей суппорта:
Заключение
Выполняйте рекомендации изложенные в статье и проблемы обойдут вас стороной. Удачи!
Устройство системы торможения
Важнейшим составным элементом схемы тормозной системы ВАЗ 2110 является вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор. Последний отвечает за создание давления в задних тормозных устройствах.
Тормозной привод оснащается системой трубопроводов, которые разделены на два контура, тормозными устройствами и шлангами. Именно они позволяют передним и задним колесам тормозить.
Чтобы привести в действие тормозную систему, внутри салона в ногах водителя расположена специальная педаль. В автомобиле ВАЗ 2110 она находится посередине. Основными элементами гидропривода являются:
- Вакуумный усилитель. Его конструкция способствует созданию давления, направленного на поршень главного цилиндра. Это создает эффект торможения.
- Привод регулятора давления. Через него тормозная рабочая жидкость направляется к задним устройствам тормозной системы.
- Непосредственно регулятор давления тормозов ВАЗ 2110. Его функция — отвечать за силу давления. Узел снижает или повышает этот показатель, в зависимости от нагруженности задней оси автомобиля.
- Главный цилиндр с бачком и поршнями. На заливной горловине этого бачка располагается датчик, следящий за аварийным уровнем тормозной жидкости.
- Тормозной механизм передних колес. В его конструкцию входят цилиндры, колодки и диск, плюс специальный оповещатель, которые предупреждает об износе или неисправности накладки.
- Тормозной механизм задних колес. Здесь система не дисковая, а барабанная. По крайней мере, заводом предусматривается именно такая конструкция. Некоторые владельцы ВАЗ 2110 считают, что барабанные механизмы недостаточно надежные и эффективные, в связи с чем устанавливают на их место дисковые устройства.
Дифференциальный
Вам будет интересно: Шины Matador MP 92 Sibir Snow: отзывы и особенности
Данное устройство имеет тормозной рычаг, на котором закрепляются два конца от ленты с обоих краев от точки вращения. Принцип работы ленточного тормоза дифференциального типа не очень сложен. Силы по отношению к оси вращения рычага на тормозе действуют несоразмерно. Тормозной момент рассчитывается по специальной формуле с учетом веса груза.
Если сделать небольшое значение замыкающий силы, то этот показатель будет стремиться к бесконечности. Это означает, что само натяжение тормозной ленты возникает благодаря силе трения между ней и шкивом. Преимущества этого вида ленточного тормоза заключаются в малой замыкающий силе. Он применяется очень редко из-за большого количества недостатков, к которым относятся:
- захватывание шкива с толчками;
- небольшой процент торможения, когда изменяется направление движения шкива;
- усиленный износ деталей.
Кроме того, его нельзя применять на лебедках с машинным приводом из-за ощутимого изменения тормозного момента и склонности устройства к самозатягиванию.
Основные неисправности усилителя
Так как устройство вакуумного усилителя довольно простое, то основные проблемы обычно связаны с недостаточной герметичностью системы. Чаще всего «страдает» шланг откачки воздуха, ведущий от впускного коллектора к усилителю. Реже встречаются другие поломки:
- нарушение герметичности атмосферной и вакуумной камер;
- поломки обратного и следящего клапанов;
- повреждение рабочей поверхности диафрагмы;
- выход из строя возвратной пружины.
Принцип работы
Прежде чем выяснить, как подтянуть тормоза на МТЗ, следует ознакомиться с принципом работы подобного узла. Он крайне прост и предусматривает, что при нажатии на педаль осуществляется сдвиг стержней, приводящих в действие валик и рычажные механизмы тормозов. Посредством шайб и болтов осуществляется передача усилия к вилкам, которые активируют нажимные диски.
Далее система работает по следующему алгоритму:
- Диски разворачиваются, что приводит к перемещению сферических элементов по поверхностям.
- Накладки, размешенные в дисковых соединениях, прижимаются к стакану устройства, за счет чего осуществляется торможение шестеренок, отвечающих за движение.
- После успешной остановки либо прекращения воздействия на педаль тормоза все механизмы возвращаются в свое изначальное состояние благодаря наличию пружинных механизмов, расположенных в различных местах конструкции.
Допускается использование для остановки только одной из тормозных педалей, что приведет к частичной остановки движущихся узлов и позволит осуществить маневр при управлении трактором. При этом подобные действия целесообразны лишь при небольшой скорости движения, которая не превышает 10 км/ч, иначе возникнет большая вероятность переворачивания агрегата.
Упоминания заслуживает специальная защелка, которая позволяет успешно фиксировать положение обеих педалей тормоза. С её помощью можно обеспечить комфортные условия при работе на скользкой дороге или склоне.
Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля
Для безопасной езды в автомобилях используют сразу несколько тормозных систем. Основная задача тормозов – регулировка скорости авто и экстренное торможение. Тормозные системы предлагаемые на сайте https://autosteering.ru/catalog/tormoznye-sistemy позволяют держать авто на месте, или останавливать машину во время движения. Во избежание аварийных ситуаций автомобилистам необходимо знать, как работает тормозная система, поэтому далее рассмотрим более подробно особенности каждой из них.
Основной тормоз
Отвечает за остановку авто и регулировку скорости транспорта во время езды. Система оснащена тормозными приводами и механизмами, чаще всего гидравлическими, если речь идёт о легковом транспорте. В приводе есть цилиндр, регуляторы и контуры, каждый из которых выполняет свои функции.
После нажатия тормозов, заданное усилие с помощью цилиндра преобразуется, и начинается циркуляция тормозной жидкости. Установленный усилитель повышает эффективность тормоза и увеличивает мощность давления. Регулятор, наоборот, помогает снижать давление.
Тормоз представляет собой замкнутую систему из трубопроводов, соединённых с цилиндром. В каждом контуре заложены свои функции, многие из них повторяют друг друга, на случай возникновения неисправностей.
Запасной тормоз
Во всех современных марках авто есть запасной тормоз, благодаря которому можно остановить транспорт на ходу, если отказала основная система.
В зависимости от марки авто запасной тормоз может стоять отдельно, или быть частью основного тормоза, повторяя его функции.
Стояночный тормоз
Кроме основного и запасного тормоза, которые используют для безопасного вождения, в автомобилях есть стояночные тормоза, используемые для длительного простоя машины.
С помощью стояночного тормоза можно:
- Оставлять транспорт на хранение.
- Предотвращать его самопроизвольное движение.
- Остановить машину, если не сработал основной тормоз.
Конструктивные особенности тормоза
Основой любого тормоза считаются тормозные механизмы и приводы. Чтобы машина остановилась необходимо создать тормозной момент, за это отвечают тормозные механизмы. Установлены они на ступице колёс и работают, используя силу трения. Существует дисковый и барабанный механизм. В состав первого входит барабан и тормозные колодки, второго – диск и суппорт с колодками.
Управляется весь механизм благодаря приводам. В разных тормозах используются разные приводы, например, в стояночной системе привод может быть механическим, или электрическим, всё зависит от марки авто. На сегодняшний день существуют электрические, комбинированные и пневматические приводы.
Как работает система?
Принцип работы тормоза довольно простой:
- Нажимается тормоз и создаётся давление (усилие).
- Сигнал усиливается и передастся на главный цилиндр.
- Тормозная жидкость приводит в движение поршень, после чего он оказывает давление на колодки прижимая их к диску.
- Стоит отпустить педаль, чтобы жидкость вернулась на место.
Чем сильнее нажимается педаль, тем выше давление и эффективность тормоза. В разных машинах система имеет различную комплектацию и может быть оснащена дополнительной электроникой, функциями. Но, в целом, принцип работы всех тормозов одинаков. Время от времени необходимо проводить профилактику, и проверять состояние тормоза.
Любая неисправность может привести к отказу тормозов и серьёзным последствиям, поэтому владельцу авто необходимо знать особенности всех тормозных систем. Каждая из них рассчитана на безопасность вождения, и может частично или полностью замещать функции других систем. Что позволяет остановить машину на ходу, в случае отказа главных тормозов.
Рекомендуем к прочтению
Фартук на кухню с использованием скинали Что нужно знать об этапах монтажных работ по отоплению дома? />ИБП для компьютера
РЫМ-БОЛТЫ ГОСТ 4751-73
Добавить комментарий Отменить ответ
У многих ремонт вызывает чувство ужаса, так как затянуться он может надолго. Но чтобы этого не произошло, необходимо детально продумать весь план действий. При этом в учёт берутся даже малейшие нюансы.
Чтобы каждый владелец дачного участка смог беспрепятственно выполнить установку бытовки требуется предварительно сделать подготовку.