Зил -130
Тормозной кран автомобиля ЗИЛ
тормозной кран СОДЕРЖАНИЕ
1. Тормозная система крана
2. Ремонт тормозного крана
3. Регулировка тормозного крана
На автомобиле КАМАЗ-4310 установлены четыре тормозные системы — рабочая, стояночная, запасная и вспомогательная. Кроме того, автомобиль имеет систему аварийного растормаживания и приборы двухпроводного и однопроводного привода тормозных систем прицепов.
Рабочая тормозная система состоит из шести тормозных механизмов и пневматического привода.
Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах.
Рис.143. Тормозной механизм автомобиля КамАЗ-4310: 1 — эксцентриковая ось; 2 — опорный диск; 3 — щиток; 4 — гайка оси; 3 — накладка осей; 6 — чека оси; 7 — колодка; 8 — стяжная пружина; 9 — накладка колодки; 10 — кронштейн; 11 — ось ролика; 12 — разжимной кулак; 13 — ролик; 14 — регулировочный рычаг
Основные детали тормозного механизма: тормозной барабан, опорный диск 2 (рис. 143) две колодки 7 с фрикционными накладками 9, две эксцентриковые оси 1, четыре стяжных пружины 8, разжимной кулак 12 с валом, щиток 3, регулировочный рычаг 14.
Тормозной барабан отлит из чугуна, располагается на шпильках крепления колеса и фиксируется от осевого перемещения тремя винтами. Опорный диск (суппорт) штампованный, крепится вместе с цапфой к фланцу балки моста, а на переднем мосту — к корпусу поворотного кулака. К диску приклепан кронштейн осей колодок и крепится болтами кронштейн разжимного кулака. Тормозные колодки сварные, с двумя ребрами; фрикционные накладки, приклепанные к колодкам, имеют серповидную форму. Одним концом колодка опирается на эксцентриковую ось 1, на втором ее конце между ребрами расположен ролик, Оси колодок устанавливаются в кронштейне опорного диска и фиксируются гайками 4. Опорные шейки осей выполнены с эксцентриситетом, что позволяет перемещать концы колодок относительно барабана при регулировке тормоза, На выступающих наружу торцах осей имеются метки, показывающие направление экцентриситета.
Стяжные пружины возвращают колодки в исходное торможение после торможения. Разжимной кулак имеет образную форму. Вал кулака устанавливается в кронштейне на металлокерамических втулках и уплотняется резиновыми кольцами. Щиток 3 тормоза, прикрепленный болтами к опорному диску, защищает тормозной механизм от попадания грязи.
Рис. 144 Регулировочный рычаг: 1 — крышка; 2 — заклёпка; 3 — шестерня; 4 — заглушка; 5 — червяк; б — корпус; 7 — втулка; 8 — болт фиксатора; 9 — пружина; 10 — шарик; 11 — валик червяка; 12 –маслёнка
Регулировочный рычаг (рис.144) служит для поворота вала разжимного кулака и для регулировки зазора между накладками колодок и тормозным барабаном. Рычаг установлен на шлицах вала разжимного кулака. Он состоит из корпуса б с боковыми крышками, червяка 5 с валиком 11, червячной шестерней 3, шарикового фиксатора со стопорным болтом 8. При повороте червяка находящаяся в зацеплении с ним червячная шестерня поворачивает вал разжимного кулака. Для смазки червячной пары в корпусе рычага имеется масленка 12.
Регулировки тормозного механизма. В этом механизме выполняются две регулировки — частичная и полная.
Частичная регулировка производится в процессе эксплуатации и имеет целью восстановление нормального зазора между накладками колодок и тормозным барабаном. О необходимости регулировки судят по выходу штоков тормозных камер, который должен составлять при нажатии на тормозную педаль 20мм. Необходимую величину хода устанавливают с помощью червячной пары регулировочного рычага. При регулировке тормозной механизм должен быть холодным, стояночный тормоз отпущен, стопорный болт 8 ослаблен на один-два оборота и снова надежно затянут. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес выход штоков правых и левых тормозных камер на каждом мосту должен быть одинаков.
Полная регулировка производится после разборки тормозного механизма (замены накладок или колодок). Цель этой регулировки — правильно установить колодки относительно барабана. Она производится с помощью эксцентриковых осей колодок и регулировочного рычага. Механизм считается отрегулированным правильно, если зазор между накладкой и барабаном, замеренный щупом через люк в опорном диске на расстоянии 30 мм от края накладку в верхней и нижней частях находится в пределах 0,2. 0,4 мм, а щуп толщиной 0,1 мм не проходит вдоль всей ширины колодки.
Рис 145. Схема пневматического привода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310: 1 — тормозная камера передних колес; 2- клапан контрольного вывода; 3 – контрольные лампы и зуммер; 4 — двухстрелочный манометр; 5 — кран аварийного растормаживания; 6 — кран управления стояночным тормозом; 7 — кран у правления вспомогательным тормозом; 8 -датчик включения электромагнитного клапан прицепа; 9 — компрессор; 10 — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 — пневмоцилиндр привода вспомогательного тормоза; 12 -регулятор давления; 13 — предохранитель против замерзания; 14 — двухсекционный тормозной кран; 15 — тройной защитный клапан; 16, 31 — пожарные защитные клапаны; 17, 18, 19 — датчики падения давления; 20 — конденсационный воздушный баллон; 21 — воздушные баллоны третьего контура; 22 — воздушный баллон первого контура.; 23 — воздушные баллону второго контура; 24 — кран слива конденсата; 25 — клапан ускорительный; 26 — двухмагистральный перепускной клапан; 27 — датчик включения стояночного тормоза; 28 — пружинный энергоаккумулятор; 29 -тормозная камера колес: заднего и промежуточного мостов; 30 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 32 -датчик включения сигнала торможения; 33 — клапан управления тормозами, прицепа с однопроводным приводом; 34 — разобщительный кран; 35 -задний фонарь; 36 — соединительная головка типа «Палм»; соединительная головка типа А; А, В, С, Д, Е — клапаны контрольных выводов; R — к питающей магистрали двухпроводного привода; Р — к соединительной магистрали однопроводного привода; N — к управляющей магистрали двухпроводного привод.
Привод рабочей тормозной системы предназначен для приведения в действие тормозных механизмов. Он является составной частью общей пневматической системы автомобиля (рис. 145), в которую входят: система питания пневмопривода тормозов сжатым воздухом, контур привода тормозов колес передней оси, контур привода тормозов колес задней тележки, контур привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем, контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других потребителей, привод тормозов прицепа, контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, а также система сигнализации и контроля за состоянием пневматической системы и ее частей.
Система питания пневматического привода тормозов служит для создания давления сжатого воздуха, поддержание этого давления в заданных пределах и распределения сжатого воздуха между отдельными контурами управления тормозными системами, К системе питания сжатым воздухом относятся компрессор 9, регулятор давления 12, предохранитель против замерзания 13 , конденсационный баллон 20.
Рис. 146. Компрессор: 1 — коленчатый вал; 2 — шестерня привода; 3 — картер; 4 — шатун; 5 — маслосъёмное кольцо; 6 -палец поршня; 7 — компрессионное кольцо; 8 — поршень; 9 — головка цилиндра; 10-блок цилиндров; 11 -угольник подвода охлаждающей жидкости.
Компрессор обеспечивает создание запаса воздуха в пневмосистеме. Компрессор (рис. 146) поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия, установлен на переднем торце картера маховика и приводится в действие шестерней от блока распределительных шестерен. Система смазки и охлаждения компрессора подключены к соответствующим системам двигателя.
Основные части компрессора: картер 3, блок цилиндров 10, головка блока 9, кривошипно-шатунный механизм, два впускных клапана, два выпускных (нагнетательных) клапана.
Воздух в компрессор поступает через воздухоочиститель, впускной трубопровод и впускные пластинчатые клапана расположенные в блоке. Сжатый поршнями воздух вытесняется в воздушные баллоны через нагнетательные клапана, расположенные в головке блока. Компрессор работает совместно с регулятором давления.
Рис. 147. Регулятор давления автомобиля КамАЗ-4310: а — устройство: б — положение при давлении менее 700. 750 кПа; в — положение при срабатывании клапана регулятора; I — вывод к компрессору; II, IV — атмосферные выводы; III — вывод в пневматическую систему; 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 -пробка канала отбора воздуха; 4 -выпускной клапан; 5 -уравновешивающая пружина; 6 — следящий поршень; 7,8,11-каналы; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — поршень разгрузочного клапана
Регулятор давления. Регулятор давления поддерживает давление в пневмосистеме в пределах 620..750 кПа. Кроме того, регулятор выполняет функцию предохранительного клапана, от него производится отбор сжатого воздуха на посторонние нужды, он также очищает воздух от влаги и масла. Регулятор установлен на правом лонжероне рамы за кабиной.
Основными частями регулятора (рис.147) являются корпус с нижней и верхней крышками, разгрузочный клапан 1 со штоком и пружиной; поршень 12 разгрузочного клапана, следящий поршень 6 с пружиной, впускной 10 и выпускной 4 клапан с пружиной, фильтр 2, обратный клапан 9, пробка 3 канала отбора воздуха.
При давлении в пневмосистеме менее 750 кПа сжатый воздух от компрессора через вывод 1 проходит фильтр 2, отжимает обратный клапан 9 и заполняет воздушные баллоны (вывод Ш). Одновременно сжатый воздух по каналу 7 поступает под следящий поршень 6. При достижении указанного давления поршень 6 приподнимается, выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается. Сжатый воздух проходит в полость «б» над разгрузочным поршнем 12, при этом поршень 12 опускается
вниз и через шток открывает разгрузочный клапан 1. Воздух от компрессора без противодавления выходит в атмосферу (вывод IV) у а обратный клапан 9 закрывается»
Датчик тормоза /лягушка тормозная ЗИЛ -130 / ВК-13.
Тормозной механизм рабочий тормозной системы имеет такое же устройство, как и аналогичный механизм автомобиля КамАЗ-4310. Отличие состоит в следующем: колодки литые чугунные, разжимной кулак имеет специальный профиль, стяжная пружина одна, люк для проверки зазоров в механизме выполнен в тормозном барабане.
Привод рабочей тормозной системы пневматический и включает в себя компрессор с регулятором давления, три воздушных баллона, тормозной кран, шесть тормозных камер, разобщительный кран, соединительную головку, трубопроводы и шланги.
Рис.171. Тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-131: 1 -опорный диск; 2 — колодка тормоза; 3 — тормозной барабан; 4 — вал разжимного кулака; 5 — пробка отверстия для смазки; 6 -червячная шестерня; 7 — червяк; 8 — рычаг; 9 — шток тормозной камеры; 10 — корпус; 11 — крышка; 1 — диафрагма; 13 -пружина; 14- кронштейн тормозной камеры; 15 — крышка; 16 — кронштейн: осей колодок; 17 — эксцентриковые оси колодок.
Компрессор по устройству такой же, как на автомобиле КамАЗ-4310, отличие состоит в приводе и наличии разгрузочного устройства. Компрессор закреплен на левой головке блока и приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Натяжение ремня привода производится перемещением самого компрессора относительно опорного кронштейна с помощью регулировочного винта. Прогиб ремня от усилия 40Н должен быть 5. 8 мм. Разгрузочное устройство, расположенное в блоке цилиндров, открывает одновременно два впускных клапана и тем самым переводит компрессор на холостой ход.
Рис.172. Регулятор и предохранительный клапан автомобиля ЗИЛ-131: а — регулятор давления; б — предохранительный клапан: 1 — кожух; 2, 17 — пружины; 3 — колпак; 4 — шток; 3 — седло выпускного клапана; 6 — сетчатый фильтр; 7 — металлокерамический фильтр; 8 -корпус регулятора; 9 — пробка; 10 — впускной клапан; 11 — выпускной капан; 12, 18 — контргайки: 13 -упорные шарики: 14 — седло; 15 — корпус предохранительного клаиана; 16 — шарик; 19 — винт; 20 — стержень.
Регулятор давления шарикового типа установлен на компрессоре. Регулятор состоит из корпуса 8 (рис. 172а) с защитным кожухом 1, впускного шарикового клапана 10 с седлом, выпускного шарикового клапана 11 с седлом 5, двух упорных шариков 13 с пружиной 2, штока 4, регулировочного колпака 3, двух фильтров 6 и 7.
При давлении в системе менее 730. ..770 кПа шарики 10 и 11 опушены вниз и разгрузочное устройство компрессора через боковой канал в регуляторе и открытый клапан 11 соединен с атмосферой. Разгрузочное устройство выключено, и компрессор нагнетает воздух в систему.
При достижении давления в системе 730. 770 кПа шарики 10 и 11 поднимаются. Сжатый воздух из системы через открывшийся клапан 10 проходит к разгрузочному устройству компрессора, которое переводит компрессор на холостой ход.
При понижении давления ниже 600-640 кПа шарики 10 и 11 опускаются, и регулятор включает снова компрессор в работу.
Предохранительный клапан (рис.1726) шарикового типа, установлен на первом воздушном баллоне. Клапан вступает в работу в случае неисправности регулятора давления или разгрузочного устройства компрессора и открывается при повышении давления в системе до 900-950 кПа. Кран отбора воздуха находится на переднем воздушном баллоне. Разобщительный кран и соединительная головка также как на автомобиле КамАЗ-4310.
Рис.173. Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-131: 1 — шток нижней секции; 2 — корпус рычагов; 3, 4 — малый и большой рычаги; 5 — направляющая штока верхней секции; 6 — шток верхней секции; 7 — валик рычага ручного привода; 8 — тяга; 9 — рычаг ручного привода; 10 — корпус крана; 11 -уравновешивающая пружина; 12, 22 — диафрагмы; 13, 23 — седла выпускных клапанов; 14, 20 — выпускные клапаны; 15, 19- впускные клапаны; 16, 21 — крышки; 17, 24 — направляющие стаканы; 18 — пружина диафрагмы нижней секции; 23 — уравновешивающая пружина нижней секции; 26 — атмосферный клапан.
Тормозной кран (рис. 173) двухсекционный диафрагменный с резиновыми коническими клапанами, установлен на левом лонжероне рамы под кабиной. Основные части крана: корпус 10 с двумя крышками, корпус 2 рычагов с крышкой, две диафрагмы 12 и 22 с направляющими стаканами и седлами выпускных клапанов, шток 6 верхней секции с направляющей 5, уравновешивающая пружина 11, шток 1 нижней секции с уравновешивающей пружиной 25, возвратная пружина 18, два рычага 3 и 4, рычаг 4 ручного привода крана, два впускных 15 и 19 и два впускных 14 и 20 клапана. Сжатый воздух подводится из воздушных баллонов через пробки к центральным отверстиям крышек, из бокового отверстия крышки верхней секции воздух проходит к соединительной магистрали прицепа, из бокового отверстия крышки нижней секции воздух поступает в тормозные камеры автомобиля. Полости внутри корпусов слева от диафрагм соединены между собой и. атмосферой через клапан 26. .
При отпущенной педали детали верхней секции под действием уравновешивающей пружины смещены назад, впускной клапан этой секции открыт, выпускной закрыт. Сжатый воздух из баллонов автомобиля через открытый впускной клапан верхней секции проходит в соединительную магистраль к воздухораспределителю прицепа и далее в его воздушные баллоны. При достижении давления в баллонах прицепа 480…530 кПа диафрагма верхней секции прогибается и впускной клапан этой секции закрывается.
В нижней секции кране впускной клапан закрыт, выпускной открыт, тормозные камеры автомобиля соединены с атмосферой. Автомобиль и прицеп расторможены.
При нажатии на педаль шток верхней секции перемешается вперед, диафрагма этой секции давлением сжатого воздуха прогибается также вперед, впускной клапан закрывается (или остается закрытым), а выпускной открывается. Сжатый воздух из соединительной магистрали выходит в атмосферу, Что приводит к срабатыванию воздухораспределителя прицепа. Сжатый воздух из баллонов прицепа поступает в его тормозные камеры, что ведет к торможению прицепа.
В нижней секции крана шток с диафрагмой перемещаются назад, выпускной клапан закрывается, впускной открывается. Сжатый воздух из баллонов автомобиля поступает в его тормозные камеры, что ведет к торможению автомобиля.
При отпускании педали в верхней секции закрывается выпускной и открывается впускной клапаны. Воздух из баллонов автомобиля поступает в соединительную магистраль прицепа, что ведет к срабатыванию его воздухораспределителя и растормаживанию его колес.
В нижней секции крана впускной клапан закрывается, впускной открывается, сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выходит в атмосферу.
Если при торможении педаль остановить в промежуточном положении, то в нижней секции крана после некоторого нарастания давления диафрагма прогнется вперед и впускной клапан закроется. В тормозных камерах автомобиля установится давление, пропорциональное нажатию на педаль. Аналогично в верхней секции крана воздух частично выйдет из соединительной магистрали и в ней установится давление, пропорциональное нажатию на педаль. В этом проявляется следящее действие двухсекционного тормозного крана.
При торможении стояночным тормозом усилие водителя передается на рычаг 9 крана, который приводит в действие только верхнюю секцию крана, что ведет к торможению прицепа.
Свободный ход педали тормоза должен быть 40. 60 мм, верхний конец педали не должен доходить до пола на 10. ..30 мм.
Свободный ход педали регулируется изменением длины тяги 8, соединяющей педаль с тормозным краном путем навинчивания или свинчивания ее вилки.
Стояночная тормозная система имеет такое же устройство как на автомобиле Урал-4320. Отличие состоит лишь в том, что рычаг разжимного кулака изготовлен заодно с сектором, в котором имеется несколько отверстий. Перестановкой пальца вертикальной тяги в очередное отверстие сектора позволяет регулировать зазор между колодками и барабаном. Полное затормаживание должно происходить при перемещении стопорной защелки рычага тормоза на 2.. .6 зубьев сектора.