Srs33.ru

Авто аксессуары
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Об особенностях составления аудиторских заключений при проведении аудита в условиях эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:

  1. Определение аудита и сопутствующих понятий.
  2. Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
  3. Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
  4. Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
  5. Критерии для включения в СРО.
  6. Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
  7. Обязательный аудит, случаи проведения.
  8. Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
  9. Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
  10. Структура аудиторского заключения.
  11. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Читайте так же:
Нет регулировки устойчивости бмв х5

Закон определяет место аудиторской деятельности в системе хозяйствования. Для России это имеет важное значение, так как ранее государственный контроль был единственным видом, необходимо было определить место и роль независимого контроля, коим является аудит.

Среди актов нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Закон является ведущим НПА, определяющим основополагающие требования к аудиту. Сегодня разработана и принята концепция смешанного регулирования и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Такая система позволяет регулировать аудиторскую деятельность не только посредством законов и подзаконных актов гос. структур, но и посредством нормативных актов общественных организаций.

Статус субъекта малого предпринимательства не всегда спасает от аудита

Напомним, что еще 20 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минфина России от 16.05.2016 г. №64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухучета для малых и некоммерческих организаций. Это означает, что малые компании смогут составлять отчетность за 2018 г. по упрощенным формам. Упрощенный порядок составления отчетности может применяться организациями, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом.

К таким организациям относятся (ст.7 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

субъекты малого предпринимательства;

организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

!Юр.обслуживание !Юр.обслуживание

размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн. руб.;

средняя численность работников не более 100 человек;

доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Такие малые компании могут вести бухгалтерский учет упрощенным способом. От выбранного способа ведения учета зависит и показатели статей бухгалтерской отчетности.

Но ситуация кардинально меняется, если малая компания подлежит обязательному аудиту. В этом случае компания сталкивается с необходимостью формировать полный комплект бухгалтерской отчетности, обеспечить ведение на счетах различий между бухгалтерским и налоговым учетом (т.е. применять ПБУ 18/02*, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), формировать резерв на оплату отпусков (т.е. применять ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. №167) и т.п.

Читайте так же:
Регулировка насос форсунок ауди

!Договорная работа !Договорная работа

Отказаться от применения ПБУ 18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. А «малыши», подлежащие обязательному аудиту, сделать это не вправе (пп.1 п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Если компания применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, единый сельхозналог), то ПБУ 18/02 можно не применять, прописав об этом в учетной политике.

Как правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее по тексту – Закон №307-ФЗ). При этом законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

У «малыша» может объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному году составить более 400 млн рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года — более 60 млн рублей (пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть.

Дисциплинарное воздействие

20-я ст. ФЗ №307 содержит информацию о мерах дисциплинарного воздействия на индивидуальных аудиторов и специализированных компаний. В 1-м пункте перечислен их перечень, который состоит из следующих моментов:

  • вынесение предписания;
  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • приостановление членства в саморегулируемой организации, без которого вести дальнейшую работу будет невозможно;
  • исключение из списка аудиторов.

О практическом применении положений закона 307-ФЗ и организации аудиторской деятельности рассказано ниже.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector