Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)
Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)
Важной частью любого автомобиля является стояночный тормоз, который фиксирует автомобиль на месте во время стоянки и предупреждает его непроизвольное откатывание назад или вперед. Современные автомобили все чаще стали оснащаться электромеханическим типом стояночного тормоза, в котором электроника заменяет привычный “ручник”. Аббревиатура электромеханического стояночного тормоза “EPB” расшифровывается как Electromechanical Parking Brake. Рассмотрим основные функции EPB и его отличия от классического стояночного тормоза. Разберем элементы устройства и принцип его работы.
Способы электрического торможения электроприводов
Для того чтобы быстро остановить устройство или обеспечить постоянную скорость вращения используют электрические способы остановки. В зависимости от схемы включения тормозные режимы подразделяют на:
- противовключения;
- динамический;
- рекуперативный.
Противовключения
Режим противовключения применяется при необходимости быстрой остановки механизма. Представляет собой смену полярности на обмотке якоря двигателя постоянного тока или переключения двух фаз на обмотках асинхронного электродвигателя.
В этом случае ротор вращается в противоположном направлении магнитного поля статора. Вращение ротора замедляется. При скорости вращения близкой к нулю с реле контроля скорости поступает сигнал, отключая механизм от сети.
На нижеприведенном рисунке представлена схема противовключения асинхронного электромотора.
После переключения обмоток возникает повышенное действующее напряжение и увеличение тока. Для его ограничения, в обмотки ротора или статора устанавливают дополнительные резисторы. Они ограничивают токи в обмотках в режиме торможения.
Динамическая остановка электропривода
Этот способ применяют на асинхронных машинах, подключенных к сети переменного тока. Он заключается в отключении обмоток от сети переменного напряжения и подачи постоянного тока на обмотку статора.
На вышеприведенном рисунке представлена схема торможения трехфазного двигателя постоянным током.
Подача постоянного напряжения осуществляется с помощью понижающего трансформатора для динамического торможения. Пониженное переменное напряжение преобразуется в постоянное диодным мостом и подается на статорную обмотку. Для торможения электромотора может применяться дополнительный источник постоянного тока.
При этом ротор может быть выполнен в виде «беличьей клетки» или ее обмотку подключают к добавочным резисторам.
Постоянное напряжение создает неподвижный магнитный поток. При вращении ротора в нем наводится ЭДС, т.е. электромотор переходит в режим генератора. Возникающая электродвижущая сила рассевается на обмотке ротора и добавочных резисторах. Создается тормозной момент. В момент остановки механизма постоянное напряжение отключается по сигналу реле скорости.
Механизмы, где применяется электродвигатель с самовозбуждением, динамическую остановку выполняют с помощью подключения конденсаторов. Они соединяются треугольником или звездой.
Схема приведена на нижеприведенном рисунке.
На выбеге остаточная энергия магнитного поля переходит в заряд конденсаторов, а затем она питает обмотку статора. Возникающий тормозной эффект останавливает механизм. Конденсаторная батарея может быть подключена постоянно или подсоединяться в момент отключения от сети. Такая схема получила название «конденсаторное торможение асинхронного двигателя».
Если необходимо быстро остановить двигатель, то после отключения от сети, замыкают контакты накоротко без гасящих резисторов. При соединении обмоток закорачиванием в них возникают большие токи. Для уменьшения токов к обмоткам подключают токоограничивающие резисторы.
На нижеприведенном рисунке представлена схема с токоограничивающими резисторами.
Пример с рекуперативной системой
При динамическом торможении асинхронного двигателя обмотку статора отключают от питания переменного напряжения и переключают на сеть постоянного тока. Этот режим поддерживает постоянную скорость вращения под действием внешней нагрузки.
Эффективная схема динамического торможения рекуперативной системы представлена ниже (клик по картинке увеличит ее в размере).
Рекуперативная система для возврата энергии из серии энергонакопительных механизмов имеет в своём составе обмотку возбуждения (11), ротор (12, 13) и дополнительные элементы:
- переключатели (2, 18) и выпрямительные диоды (10, 15);
- соединенная последовательно с мотором аккумуляторная батарея (1);
- цепь управления (3, 19) для контроля рабочего цикла переключателя (2);
- переключатель полярности (8, 9) для перемены направления вращения двигателя на обратное;
- схема управления (19).
Двигатель работает в условиях динамического торможения и возврата энергии в аккумулятор. Это позволяет уменьшить потери и добиться экономии топлива. Рекуперация энергии используется в транспортных средствах, таких как погрузчики, электропоезда и т. д.
Форум АСУТП
Rock87 здесь недавно
Сообщения: 77 Зарегистрирован: 05 сен 2013, 11:29 Имя: Александр Владимирович Страна: Россия город/регион: Москва Благодарил (а): 6 раз
Управление электродвигателем с тормозом с помощью частотника
- Цитата
Сообщение Rock87 » 24 дек 2014, 12:47
vodav освоился
Сообщения: 243 Зарегистрирован: 28 авг 2014, 08:30 Имя: Воднев Александр Васильевич Страна: РФ город/регион: Томск Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 17 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение vodav » 24 дек 2014, 12:56
pike частый гость
Сообщения: 482 Зарегистрирован: 08 авг 2008, 09:43 Имя: Щукин Андрей Александрович Страна: Россия город/регион: Москва Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 23 раза
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение pike » 24 дек 2014, 14:09
Rock87 здесь недавно
Сообщения: 77 Зарегистрирован: 05 сен 2013, 11:29 Имя: Александр Владимирович Страна: Россия город/регион: Москва Благодарил (а): 6 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Rock87 » 24 дек 2014, 14:29
Rock87 здесь недавно
Сообщения: 77 Зарегистрирован: 05 сен 2013, 11:29 Имя: Александр Владимирович Страна: Россия город/регион: Москва Благодарил (а): 6 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Rock87 » 24 дек 2014, 14:53
Скорее всего я путаю. Частотник самый обычный (Hitachi L200). Но тогда как понимать следующее:
На рисунке вольт-частотная характеристика частотника. Глядя на нее я и сделал вывод что напряжение на выходе частотника изменяется вместе с частотой в широких пределах. Я не прав?
spectrum48k здесь недавно
Сообщения: 34 Зарегистрирован: 24 фев 2013, 10:13 Имя: Ярослав Александрович
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение spectrum48k » 24 дек 2014, 15:42
Скорее всего я путаю. Частотник самый обычный (Hitachi L200). Но тогда как понимать следующее:
На рисунке вольт-частотная характеристика частотника. Глядя на нее я и сделал вывод что напряжение на выходе частотника изменяется вместе с частотой в широких пределах. Я не прав?
VaBo не первый раз у нас
Сообщения: 357 Зарегистрирован: 21 июл 2013, 18:32 Имя: Вадим город/регион: Северодвинск Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 16 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение VaBo » 24 дек 2014, 17:20
Михайло почётный участник форума
Сообщения: 3125 Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58 Имя: Толмачев Михаил Алексеевич город/регион: г. Чехов, МО Благодарил (а): 3 раза Поблагодарили: 159 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Михайло » 24 дек 2014, 17:49
spectrum48k здесь недавно
Сообщения: 34 Зарегистрирован: 24 фев 2013, 10:13 Имя: Ярослав Александрович
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение spectrum48k » 24 дек 2014, 19:01
Никита почётный участник форума
Сообщения: 3724 Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23 Имя: Никита Страна: РФ город/регион: Мурманск Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 171 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Никита » 24 дек 2014, 19:34
Jackson администратор
Сообщения: 13269 Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01 Имя: Евгений свет Брониславович Страна: Россия город/регион: Санкт-Петербург Благодарил (а): 348 раз Поблагодарили: 626 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Jackson » 24 дек 2014, 19:42
Никита , а нет опасений того что при пуске тормоз отпустит раньше чем двигатель наберёт момент (привод покатится в обратную сторону)? Нет ли также опасения что при остановке тормоз зажмёт вал раньше чем исчезнет момент на валу? И нет ли опасения что катушка тормоза (сама обмотка или контактор) сгорит к чертям из-за низких частот? Плюс ещё сейчас контакторы пошли электронные, чёрт его знает как себя поведут.
Это просто вопросы.
Никита почётный участник форума
Сообщения: 3724 Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23 Имя: Никита Страна: РФ город/регион: Мурманск Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 171 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Никита » 24 дек 2014, 20:10
Jackson администратор
Сообщения: 13269 Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01 Имя: Евгений свет Брониславович Страна: Россия город/регион: Санкт-Петербург Благодарил (а): 348 раз Поблагодарили: 626 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Jackson » 25 дек 2014, 10:28
alex_ugrumov почётный участник форума
Сообщения: 622 Зарегистрирован: 29 сен 2008, 16:05 Имя: Алексей Угрюмов Страна: Россия город/регион: СПб Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 23 раза
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Jackson администратор
Сообщения: 13269 Зарегистрирован: 17 июн 2008, 15:01 Имя: Евгений свет Брониславович Страна: Россия город/регион: Санкт-Петербург Благодарил (а): 348 раз Поблагодарили: 626 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Jackson » 25 дек 2014, 11:38
Rock87 здесь недавно
Сообщения: 77 Зарегистрирован: 05 сен 2013, 11:29 Имя: Александр Владимирович Страна: Россия город/регион: Москва Благодарил (а): 6 раз
Re: Управление электродвигателем с тормозом с помощью частот
- Цитата
Сообщение Rock87 » 25 дек 2014, 12:48
TEB писал(а): Никита , а нет опасений того что при пуске тормоз отпустит раньше чем двигатель наберёт момент (привод покатится в обратную сторону)? Нет ли также опасения что при остановке тормоз зажмёт вал раньше чем исчезнет момент на валу? И нет ли опасения что катушка тормоза (сама обмотка или контактор) сгорит к чертям из-за низких частот? Плюс ещё сейчас контакторы пошли электронные, чёрт его знает как себя поведут.
Обслуживание тормозных колодок двигателей газонокосилок & наружного силового оборудования
- Этап 1: Отсоедините провод свечи зажигания и закрепите его в стороне от свечи зажигания. Затем снимите любые другие детали, которые препятствуют доступу к тормозу, например, защиту пальцев, топливный бак, масляную трубку, корпус вентилятора или ручной стартер.
- Этап 2: Снимите крышку кронштейна блока управления тормозов, если она установлена. Затем ослабьте винт зажима троса и снимите трос с рычага управления.
- Этап 3: Отсоедините пружину от крепления тормоза с помощью плоскогубцев. Затем снимите провод выключателя сигнала торможения, осторожно сжав переключатель и слегка потянув за провод, пока он не освободится. Если двигатель оснащен электрическим стартерным двигателем, отсоедините пару проводов, ведущих к стартерному двигателю.
- Этап 4: Снимите тормозной кронштейн, открутив винты.
Как проверить тормозные колодки для определения необходимости замены
- Этап 1: Осмотрите тормозную колодку на наличие трещин, порезов, мусора и других повреждений. Это можно сделать без снятия тормоза. Измерьте толщину колодки с помощью линейки или штангенциркуля для проверки износа.
- ПРИМЕЧАНИЕ. Измерьте только колодку, а не кронштейн. Замените тормозной узел, если толщина колодки меньше 0,090".
- Этап 2: Проверьте выключатель с помощью мультиметра и омметра, чтобы определить, заземлена ли цепь зажигания, когда выключатель сигнала торможения включается.
Включатель сигнала торможения должен показывать целостность (0 Ом) цепи заземления двигателя, когда он установлен в положение STOP (СТОП), и ее разрыв (∞), когда он установлен в положение RUN (РАБОТА). Если вы обнаруживаете проблему, проверьте наличие ослабленных или неисправных соединений.
После завершения проверки замените тормозные колодки, если необходимо. Если вы продолжаете сталкиваться с неисправностями, обратитесь к дилеру Briggs & Stratton за дополнительной помощью по ремонту!
Как собрать тормозную систему
- Этап 1: Установите тормоз в сборе на цилиндр. Затяните крепежные болты с усилием до 40 дюйм-фунтов с помощью динамометрического ключа.
- Этап 2: Установите провод выключателя сигнала торможения, согнув концы провода на 90°
- Этап 3: Установите корпус вентилятора и любые другие детали двигателя, демонтированные для обслуживания тормоза.
- Этап 4: Проверьте тормоза, повернув рычаг. Убедитесь в том, что рычаг свободно перемещается, а колодка полностью соприкасается с маховиком.
- Этап 5: Прикрепите тормозную пружину с помощью тонких плоскогубцев и подключите трос тормоза
- Этап 6: Проверьте тормозную систему, запустив двигатель, а затем отпустите тормозную перекладину. Двигатель и нож или другое оборудование должны остановиться в течение трех секунд.
Двигатели с тормозом
Электродвигатели самотормозящие трехфазные, однофазные, многоскоростные снабжены дисковым тормозом без аксиального движения ротора двигателя для эксплуатации без смазки с постоянным крутящим моментом в двух направлениях вращения, питается от постоянного или переменного тока, предназначены для привода механизмов, где по условиям технологического процесса требуется быстрая остановка после отключения питания.
Двигатели с тормозом необходимо также во всех случаях, когда требуется точность и повторяемость остановки привода. Их необходимо использовать во всех приводах с высокой линейной скоростью во избежание поломок оборудования после отключения двигатели при движении по инерции
Использование механического торможения вместо электрического выгодно тем, что тепло выделяемое в процессе торможения рассеивается не двигателем, а тормозным устройством, поэтому двигатель нагревается меньше и частота циклов может быть повышена.
Тормозное устройство распологается со стороны, противоположной выступающему кольцу вала, и осуществляет быстрое торможение при отключении питания.
При подаче напряжения на двигатель происходит его растормаживание. Тормозная система приводится в действие магнитом постоянного тока, который питается от сети через выпрямитель.
В двигателях с высотой оси вращения 160 мм. и более для ускорения растормаживания применяется форсирование усилия путем введения дополнительного напряжения пропорционального пусковому току.
Асинхронные трехфазные двигатели с тормозом
Закрытого исполнения
Принудительная вентиляция
С короткозамкнутым ротором
2,4,6,8 полюсов
Степень защиты электродвигателя IP55
Степень защиты тормоза IP44,IP55, по запросу
Типоразмер электродвигателя МА56-МА160
Асинхронные однофазные электродвигатели с тормозом
С конденсатором
Закрытого исполнения
2,4,6 полюсов
Принудительная вентиляция, с короткозамкнутым ротором
Степень защиты электродвигателя IP55
Степень защиты тормоза IP44, IP55 по запросу
Типоразмер электродвигателя MMA56-MMA100
Асинхронные однофазные электродвигатели с встроенным электронным реле с тормозом
С конденсатором, с электронным реле
Ручка ручного растормаживания
Закрытого исполнения, принудительная вентиляция
С короткозамкнутым ротором
Степень защиты электродвигателя IP55
Степень защиты тормоза IP44; IP55 по запросу
Типоразмер электродвигателя MADE63-MADE100
4,6 полюсов
Асинхронные трехфазные многоскоростные электродвигатели с тормозом
Закрытого исполнения
Принудительная вентиляция
С короткозамкнутым ротором
С ручкой ручного растормаживания
Степень защиты электродвигателя IP 55
Степень защиты тормоза IP 44, IP 55 по запросу
Типоразмер электродвигателя MADP63-MADP160
2/4, 4/6, 4/8, 2/6, 2/8, 6/8, 2/12 полюсов
Асинхронные однофазные электродвигатели с центробежным выключателем с реле выключения подачи напряжения с тормозом
С конденсатором, закрытого исполнения
Принудительная вентиляция, с короткозамкнутым ротором,
Может быть снабжен ручкой ручного растормаживания
Серия MADV с реле выключения подачи напряжения
Серия MADC с центробежным выключателем
Степень защиты электродвигателя MADV-MADC IP 55
Степень защиты тормоза IP 44, IP 55 по запросу
Типоразмер электродвигателя от MADV63-MADV-100, MADC71-MADC100
2, 4, 6 полюсов
Тном — номинальный воздушный зазор
Таблица промежуточных зазоров в тормозах с питанием от постоянного тока | |||||||||
[Нм] | М56 | М63 | М71 | М80 | М90 | М100 | М112 | М132 | М160 |
Номинальный воздушный зазор | 0,15 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,25 | 0,25 | 0,3 | 0,3 |
Тормоз с питанием от постоянного тока
Постоянным током тормоз может питаться напрямую от фазы электродвигателя, а также — отдельно. Переменный ток выпрямляется с помощью двухполупериодного выпрямителя, который располагается внутри клеммной панели. Коробка с выпрямителем сделана из ABS, его элементы залиты эпоксидной смолой. ПОдача напряжения: 205В. По запросу возможно различное напряжение. ЛЮбые тормоза подвержены износу, поэтому необходимо проводить регулярное техническое обслуживание. Рекомендуется делать это раз в полгода. Период проверки отличается в зависимости от эксплуатации.
Ручка ручного растормаживания
Механическая рукоятка ручного растормаживания работает путем движения в сторону задней части электродвигателя (сторона вентилятора). Типоразмеры электродвигателя от М63 до М90 с тормозом имеют стандартную комплектацию ручным растормаживанием со стороны клеммной коробки. Для всех остальных — комплектуется по запросу, требуется как правило для электродвигателей специального исполнения.
Тормозной момент
Самотормозящийся двигатель комплектуется тормозом, проверенном при тормозном моменте примерно на 20% меньше, чем при опытном испытании. По запросу тормозной момент может быть увеличен или уменьшен. При заказе электродвигателей с регулятором частоты, необходимо уточнить крутящий момент тормоза.
Тормоз DC с обратным подключением (по требованию)
Стандартный тормоз работает следующим образом: при отсутсвии подачи питания электродвигатель заторможен. По запросу возможна установка обратного тормоза: торможение осуществляется, когда на катушку тормоза подается питание.
Повышенные степени защиты тормоза По запросу возможны две дополнительные степени защиты Первый уровень IP54 включает в себя кольцо, которое защищает от пыли. Рекомендован для пыльных или слегка влажных условий эксплуатации. Второй уровень IP55 использует дополнительное кольцо из нержавеющей стали совместно с кольцом, защищающим от пыли. Рекомендуется применять в условиях высокой влажности или маслосодержащей среде (Например в пищевом оборудовании, автомобилях)