Srs33.ru

Авто аксессуары
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки

Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки

Регулировка безынерционной катушки — что это и для чего это нужно, давайте рассмотрим этот вопрос. Современная безынерционка – очень сложный механизм, в среднем состоящий из более чем ста деталей. Каждая катушка выпускается под лески определенного сечения. То есть чем больше катушка, тем больший диаметр можно использовать.

Это правило не распространяется на модели, предназначенные для матчевой ловли. Чтобы разобраться в этой ситуации, достаточно взглянуть на корпус катушки, где стоит маркировка, с какими диаметрами она работает, а также указана емкость шпули.

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Фото: передний фрикцион катушки

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор триммера мастер

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:
1 — с передним фрикционом;
2 — с задним фрикционом;
3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).
Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).
Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор скутер ямаха

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

Я никогда не пользовался безынерционными катушками, а вот подарили и теперь… Global KF60. Два фрикциона и на заднем -рычажок.Подскажите, пожалуйста как настроить катушку для рыбалки.

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

Фрикцион на катушке

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.
  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Как правильно выбрать катушку для спиннинга

Производят два вида спиннинговых катушек: безынерционные и мультипликаторные. На безынерционных моделях леска при забросе беспрепятственно соскальзывает с зафиксированной шпули. В «мультипликаторе» шпуля крутится. Сама конструкция спиннингов различается для каждого вида. Безынерционная катушка на спиннинговом удилище расположена снизу. Кольца классического удилища оборудованы длинными ножками.

типы катушек для спиннинга

Спиннинг для «мультипликатора» снабжен большим количеством колец на коротких ножках. Сам он расположен сверху. Такую снасть называют «кастинговой». Ее преимущество в точности и дальности забрасывания приманки. Ловля кастинговой снастью требует дополнительных навыков и опыта.

Более востребованными остаются безынерционные катушки. Они предназначены для ловли на все типы приманок. И помогают осуществлять точный дальний заброс.

Конструктивные элементы и составляющие детали

Рассмотрим главную концепцию: как выбрать катушку. Красивый корпус может оказаться фикцией. Под окраской «под металл» скрывают недолговечный пластик. Обращайте внимание на все элементы:

конструкция безынерционной катушки
• рукоятку;
• корпус;
• шпулю;
• лесоукладыватель;
• фрикционный тормоз;
• стопор обратного хода;
• роторный механизм.

Особенности и типы шпуль

Главным критерием служит качество шпули. В правильных категориях они стальные. Борта покрыты нитридом натрия, что снижает нагрузку от трения лески. Доступные экземпляры комплектуют шпулей из дюралюминия и дополнительной пластиковой. Выбирайте модификации, оснащенные металлическими шпулями. Особенно, когда используете плетеную леску. При забросе она сходит легче, и дальность забрасывания получается большая.
виды шпуль спиннинговых катушек
На длину посыла влияет форма шпули. У Long Cast она удлиненная. С ней посыл приманки будет дальше. Она требует определенной укладки шнура методом «бесконечного винта». Это крестообразное наматывание, которое актуально для карповой ловли.

Читайте так же:
Регулировка фар с линзами на солярис

Бюджетные образцы предполагают планетарную намотку лески, от борта к борту. Это важно, если используются легкие вращающиеся блесны или маленькие воблеры. При троллинге форма шпули не актуальна. Если рыбачите на легкие приманки и используете тонкую леску, то приобретайте катушку со шпулей Air Spool с увеличенным диаметром последней.

Начинающим спиннингистам рекомендованы шпули, имеющие форму обратного корпуса. Вероятность запутывания лески и образования петель при забросе уменьшается.
размер шпули катушки
На шпуле устанавливают маркировку, кратной 1000. Маркировка 1000 значит, что вместится 100 м лески диаметром 0,1 мм. На 2000 — модели — 100 м лески 0,2 мм. Плотная намотка до бортика шпули оставит около 0,2 мм. Это позволит не создать «бороды» из лесы при забрасывании наживки.

Использование тонкой нити до 0,2 мм, вес хищника до 5 кг и близкий заброс предполагает 1000-2000 — катушки. Они актуальны при лове на вращающиеся блесны всех размеров, колеблющиеся блесны, воблеры длиной до 12 см и джиг — головки до 15 г. Для микроджига весом 0,5-5 г, вращалок № 0-2 и для тонкой лесы потребуется модель 1000-1500. Агрегаты 3000 и выше необходимы на больших реках при ловле на крупные воблеры, джиговые головки тяжелее 20 г и при троллинге.
Зависимость типа катушки от длины спиннинга
Если используете удилище 1,5-2,1 м, выбирайте бобину со шпулей до 1500 серии. Для спиннинга 2,4-2,7 м предназначены 2000-2500 — модели. Длинные и двуручные следует укомплектовывать вместительными катушками 3000-5000. Они вмещают толстый шнур или монофильную нить, помогают дальше забрасывать наживку.

Насколько важен материал корпуса катушки

Масса катушки важна при ловле спиннингом. Держать в руках тяжелое изделие не один час доставит мало удовольствия. Ознакомьтесь с маркировкой катушки, указанной в описании. Для производства корпуса используют несколько прогрессивных технологий. Метод Aluminium Diecast это горячее литье из алюминия. Он гарантирует высокую точность размеров изделия и элементов.

Способ холодного прессования Forged aluminum обеспечивает легкость и прочность комплектующих. Такое производство предполагает использование цельного листа алюминия, и конечный продукт сохраняет прочность металла. Многие элементы производят из углеволоконного композита. Он не отличается свойствами от металла, а по прочности превосходит сталь.

Новые материалы повышают стоимость бобины, но производятся доступные образцы из пластика или дюралюминия. При бережном обращении они прослужат не один сезон. Начинайте первые шаги в спиннинге с недорогих образцов катушек стоимостью до 50$. Со временем поймете, какой тип наиболее удобен для вас.
баланс катушки и спиннинга
Установите в магазине катушку в держатель удилища той длины, которая есть в вашем арсенале. Вы почувствуете, насколько она удобна в руке, надежна при креплении, очень ли увеличился вес снасти.
Выбор тормозной системы
Задача фрикциона — уменьшить нагрузку на снасть при подсечке, вываживании рыбы или зацепе. На «безынерционках» вмонтирован задний или фронтальный фрикционный тормоз. На катушках с задним фрикционом шпулю заменить можно оперативно. Но это единственное преимущество.
передний и задний фрикцион
Отдавайте предпочтение катушкам с передним фрикционом. Он чувствительнее и надежнее. С ним легче настроить жесткость схода лесы при рывках рыбы.

Сердце катушки — зубчатая пара и ротор

Цифры на корпусе, например, «5,2:1», обозначают передаточное отношение: количество оборотов ротора за один поворот рукоятки. Чем выше значение, тем быстрее леска помещается на шпуле. Подбирайте катушки с классическим передаточным численным значением 4,8-5,2.
передаточное число
Блокировка рукояти напрямую связана с ротором. Она прекращает вращение и не мешает подсачивать рыбу. В дорогих катушках сглаживание ударных нагрузок осуществляется обгонной муфтой или подшипником.
зубчатая главная пара
Центральная зубчатая пара, которая работает по принципу «ручка-ротор», влияет на долговечность устройства. Материалы, из которых изготовлены элементы, влияют на жизнь катушки в целом. В образцах эконом-класса они производятся из сплавов алюминия или пластика. В традиционных модификациях они стальные, точеные.

Читайте так же:
Регулировка уровня топлива в дааз 21073 1107010

Насколько важно количество шарикоподшипников

подшипники в спиннинговой катушке

Количество подшипников в безынерционной катушке составляет 0-12 шт. Важных — 4-6 шт. Один расположен в ролике укладывателя лесы, ещё один — в его механизме, 1-2 шт — на роторе, 2 шт — на оси ручки. Оптимальное при выборе число — 6-8. Большее количество должно насторожить. Цена такого аппарата будет завышена для продавца, но не для покупателя. Нужно понимать, чем сложнее изделие, тем больше вероятность поломки его деталей.

Обозначения, маркировка, символика

Внимание привлекает размер «безынерционки» и информация на корпусе. Производители указывают на юбке шпули вместимость лески. Не всегда можно увидеть привычные «мм». Длина может быть обозначена в футах: 0,3 миллиметра равно 10 футам.

Можно встретить катушки со сдвоенной рукояткой или асимметричным удлинением компенсатора. Дополнения позволяют быстрее подматывать леску после заброса приманки. На таких катушках есть надпись «Double Handle».

Некоторые модели снабжены системой Continuous anti-reverse. Это продлевает срок службы внутренних узлов и механизмов катушки. Устройство предотвращает обратный сход лески при сильном рывке рыбы. Такие экземпляры перспективны при использовании плетеного шнура и лове троллингом.

«Безынерционки» с внешним рычагом или пластиной, которая захватывает леску и отводит дугу лесоукладывателя, имеют обозначение «Avto Cast» или «Speed Сast». Конструкция незначительно облегчает лов. Габариты, вес и стоимость изделия заметно выше.

Полезные обозначения:
• Gear ratio — передаточное число, например, 4,0:1;
• Ball bearing — количество подшипников;
• Dyna balance или AVS — наличие системы антивибрации;
• Fighting Drag — двухступенчатый фрикцион;
• Anti-Twis или ATS – система антиреверса.

Уход за элементами и деталями

Спиннинговая катушка требует профилактического ухода. Механизмам нужно ТО, даже если вы редко рыбачите. Разложите детали на столе с ярким покрытием. Сфотографируйте разобранный аппарат, чтобы были видны все детали.
разбор и обслуживание катушки
Для обработки изготавливают спреи и масла «Дайва», «Шимано». Аэрозольные комплекты именитых производителей предназначены для профилактики. Не смазывайте ими основную ось и фрикцион. Для шестерней и подшипников используйте средство «Томпфлон М3 60». Подходят для обработки часовые смазки РС-1, ПС-Ч и авиационное эфирное масло.
смазки для спиннинговой катушки
По консистенции смазки делятся на:
• жидкие — для муфты и ротора;
• средней вязкости — для главной оси;
• густые — для подшипников и шестеренок.

Само средство должно выдерживать высокие и низкие температуры, быть водостойким, обеспечивать герметичность, быть неагрессивным к пластику и металлу.

Памятка начинающему спиннингисту

В качественной катушке шестеренка, через которую проходит главная ось, имеет латунный цвет. Протестируйте моментальность возврата дужки лесоукладывателя и стопор возврата. После покупки намотайте леску и проверьте, не цепляется ли леска за дужку при возврате в стационарное положение? Она должна четко попадать на ролик. Если этого не происходит, верните товар или обменяйте на другой экземпляр.

Бортики шпули и ролик лесоукладывателя не должны иметь дефектов. Вращение рукоятки не должно создавать шумов. Люфт при оборотах допустим у шпули, но не ручки и роторного механизма. Обращайте внимание на ролик лесоукладывателя. Лучшие ролики производятся из карбида кремния или нитрида титана. Их не перетрет плетенка.

Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  • Протяните кончик лески через кольца спиннинга начиная с самого маленького, расположенного на вершине удилища.
  • Откиньте кольцо лесоукладывателя и привяжите леску на шпулю. Лучше всего это делать при помощи специального самозатягивающегося узла.
  • Для его изготовления нужно сделать двойную петлю и затянуть ее на шпуле. Торчащий кончик лески необходимо обрезать.
  • Дальше необходимо правильно намотать леску на шпулю. Для этого необходимо создать небольшое натяжение. Удобно наматывать леску вместе с напарником, который держит катушку с леской в руках и контролирует сопротивление. Если помощника нет, можно сделать это самостоятельно, положив катушку в карман.
  • Можно также пропустить леску сквозь пальцы той руки, которой вы держите спиннинговое удилище, а другой вращать рукоятку катушки.
  • Создавать чрезмерное натяжение также не стоит, так как это чревато образованием узлов и неравномерной намотке.
  • Рекомендуется наматывать леску без остановок и постоянно контролировать процесс.
  • Процесс намотки необходимо закончить в тот момент, когда до края шпули остается примерно 25-30 миллиметров. Это считается ее оптимальным заполнением. Больше наматывать лески не рекомендуется, так как это может создать некоторые проблемы (появление узлов, соскакивание лески со шпули при забросе).
Читайте так же:
Регулировка уровня топлива в карбюраторе кейхин

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Практика

Ориентироваться по надписям на этикетках шнура, флюра – дохлый номер. Даже у японцев все очень примерно, у остальных тем более. Плюс мы не угадаем с разрывной нагрузкой узла, нереально учесть, как износился наш шнур и прочее. Короче, как я проверяю? Берусь одной рукой за приманку, а второй – за удилище и имитирую то натяжение, при котором должен, по моему субъективному мнению, срабатывать фрикцион.
Свое мнение я изложил. Надеюсь, оно кому-то будет полезным. В любом случае Ваша собственная практика даст наиболее правильные ответы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector