Как правильно установить подвесной лодочный мотор
Фиксация мотора на транце производится в определенной последовательности. Чтобы с максимальной эффективностью использовать мощность мотора необходимо начать с балансировки лодки. Правильное распределение уложенного в судно груза оказывает немаловажное влияние на возможности при передвижении.
- Навешивают двигатель на транец. При выполнении этой операции агрегат должен располагаться строго посередине. Правильно установить лодочный мотор поможет килевая (центральная) линия.
- Затягивание креплений мотора. Практически все двигатели имеют одинаковую систему фиксации, которая называется «транцевые скобы».
- Дополнительное крепление с помощью страховочного троса. Один конец крепится к лодке, а другой к мотору.
- Подсоединение топливных шлангов.
Регулировка
От того, как установлен мотор на транце во-многом зависит ходовые возможности судна. В том случае если транец находится высоко и винт будет располагаться на срезе воздуха и воды, то имеется вероятность захвата воздуха, что отрицательно повлияет на КПД.
При слишком низко установленном транце увеличивается сопротивление, что тоже негативно сказывается на возможностях. В данном случае также значительно повышаются силы, выталкивающие переднюю часть лодки. При достаточно большой мощности мотора это может привести к опрокидыванию.
Горизонтальная настройка
При вращении винта создается вихревое движение воды. Которое немного сдвигает лодку от движения по прямой. Чтобы компенсировать это явление мотор можно немного сдвинуть к правому борту. Это позволит улучшить управляемость судна и его устойчивость.
- Для суден, имеющих плоскую форму дна, расстояние смещения составляет около 30 мм.
- Для плавсредств с килевой формой, лучше сместить двигатель на 50 мм.
Лодки, производимые популярными брендами, имею форму дна и кормы, которые нивелируют влияние вихревого потока. На таких средствах двигатель монтируется точно по центру.
Регулировка угла наклона
От правильной установки угла зависит скорость передвижения, а также расход топлива. На этот показатель влияют такие факторы.
- Геометрические параметры и конструкционная схема плавсредства.
- Рабочий шаг гребного винта.
- Мощностные показатели двигателя.
- Общая масса груза (люди + вещи).
- Течение в водоеме.
- Сила ветра, размер волн.
Регулирование угла выполняется с использованием специальных штифтов. Переустановка штифта на 1 отверстие меняет наклон на 3 … 4 градуса.
Оптимальный угол наклона зависит от модели силового агрегата.
- Изделия импортного производства – 5 … 15 о .
- Салют – 4 … 24 о .
- Нептун, Вихрь – 5 … 15 о .
- Ветерок 8/12 – 0 …10 о .
Установка лодочного мотор на лодку ПВХ
Чтобы лодка показала все свои заявленные характеристики в деле, а двигатель исправно работал и не подводил в пути, необходима правильная установка мотора.
Чем грозит неправильная установка мотора на лодку ПВХ:
- Штурман потеряет управляемость судном.
- Лодку будет заносить и кидать в сторону при повороте, лавировании препятствия или разгоне.
- Судно перевернется килем кверху вместе с пассажирами.
- Может зачерпнуть воду или затонуть.
- Двигатель может загореться.
Правильная последовательность установки мотора:
- Замерьте метровкой транец. Стандартная высота S категории 381 мм используется для маломерных и среднегабаритных лодок под мотор. Крупные судна оснащаются транцем L категории 508 мм. Эти параметры важны при выборе ноги (дейдвуда) силового агрегата.
- Силовую установку закрепляют вертикально строго по центру транца. Для лодок с килем мотор установить легко с ориентиром на выпуклый днищевый гребень.
- Мотор оснащен винтами струбцины, которые завинчиваются и плотно затягивают платформу установки к транцу.
- Винт должен быть погружен в воду.
- Угол по отношению к транцу регулируется опытным путем на воде. При наклоне мотора к корме, нос лодки будет опущен, а силовая установка может зачерпнуть воду. Если сильно отогнуть мотор от кормы, то кормовая часть судна будет опущена, пропадет глисс и уменьшится скорость.
Подбираем правильный угол установки мотора на лодку ПВХ
Этот момент обеспечит не только эффективность скольжения плавсредства по водной глади, но и посодействует экономному расходу топлива. Есть целый ряд факторов, которые будут иметь влияние на формирование угла наклона двигателя:
- параметры судна, ПЛМ и гребного винта;
- загруженность, включая собственную массу транспортного средства и количество груза, принятого на борт;
- скорость, с которой передвигается судно;
- характерные особенности акватории;
- погодные и температурные условия.
Если вертикальная ось силового агрегата расположена четко перпендикулярно к водной глади, то сопротивление воды движению окажется меньшим. Угол наклона в таком случае составляет 0° с минимальным отклонением.
Варьировать угол наклона дают возможность специальные отверстия в скобе крепления. Фиксация производится с помощью штифта, перестановка которого в соседнее отверстие меняет угол наклона двигателя на 3-4°.
Перенастройка происходит по следующему простому алгоритму:
- приподнять мотор;
- извлечь упор;
- переставить штифт в соседнее отверстие;
- протестировать в движении.
Мотор при этом должен быть заглушен, а вращающиеся части полностью остановлены. Размещая штифт в отверстии, старательно избегайте перекосов. Тестируйте конструкцию сперва на низких скоростях, постепенно прибавляя обороты и контролируя устойчивость и управляемость ПВХ судна. Угол наклона более 15° или отрицательный угол ухудшат управление и снизят скорость.
При верно подобранной откидке ПЛМ судно будет идти ровно, не дельфинируя, не образуя много брызг и не подхватывая воздух на поворотах. Еще раз скажем, что определяется идеальный угол только опытным путем. Единой рекомендации для разных лодок и ПЛМ, к сожалению, не существует.
Регулировка угла наклона мотора
Завершает монтаж ПЛМ на лодку процедура регулировки работы прибора. Для этого изменяют высоту расположения движка, о чем мы уже писали выше, и угол его наклона. О последнем и поговорим в данном разделе.
Угол установки лодочного двигателя
Не менее важно для ходовых качеств судна и стабильной работы ПЛМ соблюдение правильного угла дифферента. Оптимальным вариантом считается наклон в 3-5 градусов, но практика показывает, что этот показатель у каждого судна индивидуален. Поэтому, собственно, и проводится регулировка лодочного мотора под конкретную лодку.
Современные двигатели позволяют менять положение корпуса в пределах до 15 градусов. С учетом этого в креплении мотора предусмотрены специальные отверстия: для изменения упора фиксирующий штифт просто переставляют в соседнюю пробоину. При этом каждое положение изменяет угол наклона на 3-4 градуса.
ВАЖНО! Перед настройкой угла обязательно заглушите двигатель, после чего дождитесь остановки работы всех узлов и агрегатов.
Правильно подобранное значение дифферента снижает расход горючего и улучшает скольжение судна. А чтобы этот показатель рассчитать, необходимо учесть следующие факторы:
- Нюансы конструкции лодки и ПЛМ;
- Особенности водоема;
- Сбалансированность нагрузки на судно;
- Желательную скорость лодки;
- Погодные условия.
Отметим, что наименьшее сопротивление воды возможно при перпендикулярном размещении движка по отношению к поверхности водоема (угол установки лодочного мотора равен 0°).
Возможные ошибки и их последствия
Плавсредство может использоваться для разных задач, соответственно, иногда важны скоростные показатели и выход на глисс, а иногда показатель тяги. Поэтому самым важным моментом в том, как правильно установить мотор на лодку ПВХ, считается индивидуальная регулировка. Ведь для того производители и предусматривают возможность быстрой перестановки фиксирующего штифта.
От того, как отрегулирован угол наклона лодочного мотора, напрямую зависят ходовые качества судна. Если поставить большое отклонение копуса движка от транца, например, свыше 15°, то это приведет к сильному задиранию носовой части судна, сложности управления и возможной потере курса. Если наоборот, взять слишком малый наклон и отрицательный угол, ухудшится мощность мотора, а лодка потеряет скорость, станет зарываться в воде и не сможет выходить на глиссирование.
Поэтому следует испробовать скоростные параметры и управляемость лодки под разными углами наклона движка, и пользоваться выверенными величинами в зависимости от поставленных перед судном задач. Кроме того, настройка наклона подвесного лодочного мотора актуальна для стабилизации хода лодки при резком ухудшении погодных условий.
Как крепить мотор на лодку: пошаговая инструкция
Для установки ПЛМ на лодке должен быть транец или специальная вставка для двигателя, подробнее читайте здесь. Проверьте наличие у вас ключей, отвертки, пассатижей, линейки, а ещё лучше метровки.
Как прикрепить ПЛМ к транцу:
- Надуть лодку (здесь статья о том, как правильно накачивать лодку ПВХ).
- Замерить транец метровкой.
- Закрепить мотор по центру транца (о расположении ПЛМ расскажем ниже при обсуждении регулировки). С килевыми лодками сделать это проще, потому что ориентиром служит сам киль.
- У мотора есть винты струбцины. Их нужно завинтить и плотно затянуть платформу установки к транцу. Но перед этим отверстия под крепежи можно наполовину заполнить хорошим герметиком.
- Винт должен находиться в воде. Движок можно привязать к транцу с помощью страховочного троса.
Чтобы проверить, насколько надёжно ПЛМ прикреплён к транцу, нужно запустить его и дать поработать около четверти часа. Вибрация достаточно сильная и плохое соединение сразу покажет себя: крепежи начнут раскручиваться. Поэтому и советуется использовать герметик.
Советы и рекомендации
Тем рыболовам, которые ещё не сталкивались с установкой мотора на лодку ПВХ, можно дать несколько рекомендаций:
- чтобы избежать потери двигателя, его обязательно нужно привязывать к транцу страховочным тросом;
- чтобы у хозяина плавсредства не возникало проблем со снятием движка, крепёжные элементы (струбцины) необходимо смазывать машинным маслом раз в полгода;
- от постоянной вибрации работающего мотора струбцины могут самопроизвольно развинчиваться, поэтому качество закрутки крепёжных элементов следует проверять перед каждым выходом на воду;
- Если на лодке установлены 2 лодочных мотора, процедура балансировки немного усложняется, однако её основные принципы остаются неизменны.
Перед покупкой мотора нужно изучить инструкцию к имеющемуся плавсредству и узнать, какого уровня мощности двигатель должен быть установлен на конкретную модель лодки.